Педагогическая мастерская » Методический кабинет » Школьные методические объединения » МО учителей предметов филолого-исторического цикла

Тынянских Татьяна Ивановна - руководитель методического объединения, учитель русского языка и литературы, категория - высшая
Деревянкина Наталья Анатольевна - учитель русского языка и литературы, категория - высшая
Никищенко Лариса Михайловна - учитель русского языка и литературы, категория - первая
Юнкина Анна Александровна - учитель русского языка и литературы, категория - высшая
Самойлова Наталия Витальевна - учитель истории, категория - высшая
Таратухина Елена Александровна - учитель истории, категория - высшая
Богданова Наталья Викторовна - учитель православной культуры, категория - высшая
Клопышко Светлана Ивановна - учитель истории, категория - первая
Кондрашева Наталья Владимировна - учитель истории, категория - высшая

Как увлечь подростков чтением? Пять советов родителям от ученых
20 процентов подростков не читают ничего, кроме учебников - нет ни интереса, ни времени. 16 процентов открывают книги несколько раз в месяц. Обычно это связано с теми же школьными заданиями. И только 30 процентов читают для души, свидетельствует исследование ученых Московского городского педуниверситета. Как увлечь подростков чтением? Ученые дали пять советов родителям.
Сколько книг из школьной программы прочитали ваши дети этим летом? Одну? Две? Или ребенка за чтением вы не видели ни разу?
- Не надо волноваться, ничего страшного не происходит. Пусть будет одна книга за все лето, но такая, которая оставила сильное впечатление, - считает кандидат наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педуниверситета Екатерина Асонова.
Она категорически не согласна с тем, что дети ничего не читают. Дети читают, и гораздо больше, чем взрослые, - учебники, разные сайты, где дается школьная программа по литературе в кратком пересказе, художественную литературу. Хотя Екатерина Асонова и признает: большинство школьников успевает читать только то, что есть в программе.
- Я 13 лет работала в школе и ничего фатального в том, как читают дети, не вижу. "Войну и мир" среди моих одноклассников прочитали не больше 5 человек. И сейчас этот роман может осилить примерно столько же, - говорит Екатерина Асонова в интервью "РГ". - Учителя дают на лето списки книг, но сколько учеников их прочитали? Да и вообще, можно ли прочитать все, что задает школа? Освоить серьезно все, предписанное программой по литературе, ребенку не под силу, у него же не одна литература в расписании. Интересно, что в других странах зачастую предмета "литература" нет вообще, она изучается на уроках языка. В Германии школьники старших классов могут читать одну книгу весь год и подробно разбирать ее, готовясь к выпускному экзамену. У нас в списках сотни произведений. А пресловутая любовь к чтению художественной литературы, пожалуй, в Германии не ниже. А судя по состоянию книжных магазинов - даже выше.

Пять советов

  1. Хотите привить любовь к книге - не подсовывайте "Грозу", "Обломова" или "Евгения Онегина". Нашу молодежь закормили девятнадцатым веком, где все крутится вокруг вопросов "Кто виноват?" и "Что делать?", а ребятам Джейн Эйр гораздо интереснее и ближе, чем Вера Павловна. Ориентируйтесь на интересы ребенка. Дети хотят читать о том, как устроен современный мир. Кому-то нужны повести Нины Дашевской "Я не тормоз" или "День числа Пи", Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского "Сиамцы", "Минус один" и др., кому-то книги нонфикшен по психологии или общественным наукам, а кто-то нуждается в чтении фантастики или фэнтези. Этим пренебрегать нельзя.
  2. Большой популярностью и у подростков, и у взрослых пользуются переводы скандинавских и американских писателей. Во-первых, переводы мастеров слова Ольги Дробот, Ольги Мяэотс, Марии Людковской, Ольги Варшавер, Ольги Бухиной и Галины Гимон, многих других читать очень легко. Во-вторых, тематика у переводимых ими авторов обычно современная - отношения современных детей и родителей, поиски своего места в обществе, подростковые проблемы - самоидентификация, дружба, первая любовь… Немаловажным оказывается и высокое качество беллетристики: для норвежских авторов - особый психологизм (Мария Парр, Руне Белсвик), для шведов - упор на раскрытие социальных проблем (Ульф Старк, Мони Нильсон, Аника Тор), для американских - виртуозная работа с формой, способом организации текста (Мэг Розофф, Гарри Шмидт и др.).
  3. Дайте ребенку возможность выбрать книги, которые он будет читать. Один из вариантов - приведите его в магазин и предложите взять ту книгу, которую он хочет. А вдруг он выберет комиксы, фэнтези или книгу, где почти нет текста, зато много иллюстраций? Ничего страшного. Не надо бояться комиксов. А если в книге вообще одни иллюстрации, рассмотрите и обсудите их вместе с ребенком. Диалог - прекрасный способ развивать устную речь и пополнять словарный запас. И ни в коем случае не осуждайте выбор ребенка или то, что он не прочитал выбранное. Обсуждайте, поддерживайте, помогайте найти нужное. Уверена, что и вы читаете не все купленное. Кстати, покупать не обязательно - можно пользоваться библиотекой!
  4. Дети обычно с удовольствием читают то, что им позволяет отвлечься, забыться, замкнуться на себе. Чтение - это не только способ получения данных, но и способ психологической разгрузки или медленных размышлений о чем-то. Не забывайте об этом.
  5. Читать вслух ребенку можно и нужно в любом возрасте. Но только до тех пор, пока он вас не остановит. Да-да! И в 10, и в 13, в 18 ваш ребенок будет с удовольствием слушать ваше чтение, если вам удалось сохранить доверительные отношения, удается интересно читать. Это не только нормально, но и прекрасно. Чтение художественной литературы для удовольствия - величайшее достижение современности. Позвольте себе эту роскошь!

Источник

Методическая копилка

Деревянкина Наталья Анатольевна
Разработка урока по литературе  "Грешник или праведник? (По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»). Анализ эпизода «История с цыганкой Грушей»"(.docx)
Конспект урока развития речи (подготовка к ОГЭ) в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3" (.doc)
Разработка урока по литературе  « Я была тогда с моим народом…» (по поэме А.А. Ахматовой «Реквием») (.docx)
Разработка урока по литературе на тему "Роль художественной детали в литературном произведении"(10 класс) (.pdf)
Разработка урока-мастерской по литературе на тему " Фонетический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Обвал» (9 класс) (.pdf)
Литературно-музыкальная гостиная «Я искал в этих женщинах счастье…» (.pdf)
Конспект урока по литературе 10 класс Любовная лирика А.А.Фета (.pdf)
Урок литературы в 10 классе «Что за прелесть эта Наташа!»  Образ Наташи Ростовой ( роман Л.Н.Толстого «Война и мир») (.pdf)
Сценарий вечера, посвящённого А. С. Пушкину и А.П.Керн «Я помню чудное мгновенье...»
Урок «Собачье сердце» - сатирическая повесть М.А. Булгакова» (.pdf)
Урок «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (.pdf)   (по рассказу А.И.Солженицына   «Матрёнин двор»)                           
Урок по рассказу К.Д.Воробьева « Гуси-лебеди» (.pdf) « …я тебе расскажу любовь. Человеческую, нашу русскую …»
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина  (.pdf)  «Женский разговор» «Всё теперь не так…»?
Творческая мастерская (.ppt) Поэтика «народных рассказов» Л.Н. Толстого
Статья  (.pdf) «Литературная Белгородчина»
Викторина  (.pdf)
Статья  (.pdf) «ПОЭТИКА РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ»
Приглашение к дискуссии  (.pdf) «Станем ли мы сударынями в 21 веке?»
Статья (.doc) «За чистоту русского языка.Товарищи мы или господа?»
Статья (.doc) «За чистоту русского языка.Выбор за вами»
Доклад (.docx) «Роль детали в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»»
Доклад (.docx) «Употребление иноязычной лексики в современном русском языке»
Литературно-музыкальная композиция (.docx) ,посвященная А.С. Грибоедову и Нине Чавчавадзе «Горе от любви»
Статья (.doc) Русский язык в опасности
Литературная викторина (.doc), посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова

Никищенко Лариса Михайловна
Конспект урока по теме Сложноподчинённые предложения с придаточными  изъяснительными (.doc)
Мастер-класс Формирование правописной компетенции  у  учащихся 5-9 классов  через использование приемов технологии Ю.А. Поташкиной (.doc)
Урок (.doc) Тема: М.М. Пришвин «Кладовая солнца» «Что есть правда»
Урок (.doc) Тема: Главные члены предложения      
Литературный праздник (.doc) « Это Родина моя»


 


Юнкина Анна Александровна
Статья "ЗДОРОВЫЕ ПРИВЫЧКИ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ" (.doc)
Статья "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы" (.doc)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Фонетика. Согласные звуки» (.docx)
Конспект урока по теме  (.rar) «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Конспект урока по теме  (.rar) Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Конспект урока по теме  (.docx) «Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксические синонимы ССП»
Презентация к уроку по теме (.ppt) Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксические синонимы ССП.
Материалы из опыта работы (.pdf)  Классификация уроков-исследований      
Презентация (.rar)  Толерантность это гармония в многообразии  


Тынянских Татьяна Ивановна
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку» (.docx)
Конспект урока-практикума по написанию итогового сочинения по теме «Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (.docx)
Статья "Духовно-нравственные основы русской классики как источник формирования личности учащихся на уроках литературы" (.doc)
Конспект урока русского языка в 5 классе  (.doc) по теме  «Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 5 классе (.doc) по теме «Второстепенные члены предложения»
Сценарий литературной гостиной  «Не гаснет памяти свеча» (.doc) (По «Севастопольским рассказам»  Л.Н.Толстого»)
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме (.doc) «Правописание НЕ с глаголами»
Конспект фрагмента урока русского языка в 9 классе (.doc) по теме «Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения»    
Конспект урока русского языка в 6 классе (.doc) по теме «Морфологический разбор имени существительного»    
Конспект фрагмента урока русского языка в 5 классе (.doc) по теме «Имя существительное»   
Занятие на элективном курсе в 10 классе (.doc)  Функциональные стили речи    
Урок русского языка в 10 классе (.doc)  Имя существительное. Повторение.


Таратухина Елена Александровна
Внеклассное мероприятие(.doc) "Мне об Отчизне надо говорить..."


Клопышко Светлана Ивановна
Конспект урока истории в 5 классе (.pdf) Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 5 классе (.pdf) Игра- путешествие «Колесо истории»


Кондрашева Наталья Владимировна
Методическая разработка по теме: "Культурно-исторические маршруты Белгородчины" (.doc)
Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания» (.docx)
Опыт работы (.docx) "Работа по развитию творческих способностей и личностных качеств обучающихся 2-3 ступени как средство реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности "